В Первую Мировую войну использовали так называемые агитационные аэростаты. Объем оболочки такого аэростата 12,5 куб. м, масса печатных материалов до 5 кг (2500 листовок). Высота полета аэростата до 5 тысяч метров. Дальность полета до 300 км. Продолжительность полета 3-6 часов.
Немцы во время Второй Мировой войны использовали их модифицированный вариант. Листовки были подвешены пачками в контейнере, снабженном таймером и устройствами раскрытия. Периодически сбрасывается очередная пачка листовок. Объем оболочки аэростата 1600 куб. метров; масса печатной литературы до 200 кг (100 тысяч листовок). Высота полета 9,5-17 км; дальность около 12 тысяч км; продолжительность полета 7-11 суток. Однако эти системы очень сильно зависят от направления и силы ветра и пригодны в основном для тыловых районов. Поэтому их применение носило очень ограниченный характер, можно сказать разовый. Отмечены случаи использования аэростатов над Москвой, Ленинградом, в районе Волги ( очевидно предполагался выброс листовок над Горьким, Саратовым).
listovki-a-4.jpg (9242 bytes)Наиболее распространенным способом распространения листовок был авиационный. Не только Красная Армия имела легкий самолет У-2 (По-2), пригодный для этих целей. Люфтваффе имели легкий самолет- разведчик Физлер-156 "Шторх", который наши бойцы называли "Костыль". Немцы применяли его на фронте в качестве самолета связи, а также для разведки, корректирования артогня и разбрасывания листовок.
Эта трехместная малоскоростная машина как нельзя лучше подходила для точного сбрасывания листовок. Пролетая на скорости 80-170 км/ч. на высоте от нескольких до нескольких десятков метров пилот мог бросать листовки практически прямо в окопы. Самолет мог нести до 50 тыс. листовок. Малая шумность мотора и возможность длительного планирования с выключенным мотором позволяли выполнять задачу по разбрасывванию листовок в ночное время, что исключало всякую опасность быть сбитым. Да и днем из- за слишком большой разницы в скоростях и маневренности истребители были малоопасны для Физлера, а низкая высота полета исключала применение зенитных орудий.
Намного реже использовались агитационные авиабомбы. В их качестве использовались кассетные бомбы, начиняемые вместо суббоеприпасов (бомбы SD-1 и SD-2, зажигательные бомбы и т.п.) листовками. В зависимости от типа кассетной бомбы в ней могло содержаться от 10 до 100 тыс. листовок.
Эти бомбы сбрасывались с самолетов бомбардировщиков He-111, Ju-88, Ju-87, Bf-110 как и обычные бомбы и обычно одновременно с ними. Они снабжались дистанционными взрывателями, которые через определенное время после отделения бомбы от самолета раскрывали корпус и высвобожденные листовки опускались вниз.
Интересен в этом плане контейнер BSB-1000. Он не сбрасывался и был снабжен таймерным механизмом. Через определенные промежутки времени открывалась дверца очередной секции и порция листовок выбрасывалась в воздух.
Целесобразность такого метода доставки листовок вызывает сомнения, т.к. получившие во время бомбежки стресс, солдаты вряд ли восприимчивы к призывам и увещеваниям переходить на сторону того, кто только что пытался их убить. В подобных случаях содержание листовок должно быть направлено на устрашение, на обещание в следующий раз подвергнуть еще более жестокой бомбардировке.
Как было сказано выше, это способ доставки листовок применялся достаточно редко и чаще не на переднем крае, а при бомбежках городов.
До начала Второй Мировой войны во многих странах, в том числе и в СССР, и в Германии для артиллерийских систем различных калибров от 76 до 155 мм. были разработаны так называемые агитационные снаряды, снаряжаемые листовками. Дальше всех в этом направлении пошел Советский Союз. Даже для 305 мм. орудий батареи № 30 Севастополя было изготовлено несколько десятков таких снарядов. Правда использовали их не по прямому назначению, а набивая песком, били по немецкой пехоте.
Способ доставки листовок с помощью артиллерийских снарядов весьма оперативен и точен. Можно доставлять листовки именно туда, куда нужно и тогда, когда это необходимо.
Однако и здесь имеются свои проблемы.
Во-первых, артиллерия всегда испытывает снарядный голод и расход снарядов всегда лимитирован. Без всякого преувеличения можно сказать, что наступление начинают не тогда, когда для этого имеются благоприятные обстоятельства (погода, ослабленный противник и т.п.) а тогда, когда накоплен достаточный запас топлива для танков и снарядов для артиллерии. При таких условиях заставить снабженческие органы расходовать значительную часть производственных мощностей для производства агитационных снарядов, а транспортные средства для их подвоза на фронт весьма и весьма сложно. Действие обычного снаряда на противника заметно и явно, а вот агитационного.... Если это воздействие и скажется, то далеко не сразу и опосредствованно.
Во-вторых, ведя огонь, даже одно орудие раскрывает свою огневую позицию и существует опасность его уничтожения противником. А для массового заброса листовок требуется никак не меньше батареи. При довольно сомнительной результативности стрельбы агитационными снарядами создавать условия противнику для выявления своих огневых средств и их огневых позиций артиллеристы не очень склонны.
Очевидно поэтому, фронтовики, вспоминая немецкие листовки, чаще указывают на сброс их с самолетов и весьма редко на использование немцами артиллерии.
И все же такие снаряды у немцев были. Правда, автор отыскал в номенклатуре боеприпасов немецкой артиллерии всего два агитационных снаряда:
*105-мм. агит.снаряд Weiss-Rot-Geschoss легких гаубиц le.F.H.16 и le.F.H.18
*73-мм. агит.реактивная мина P.Rg.41 12-ствольного миномета 7,3 sm. Wgr.41 Spr
Вот как описывает эти снаряды советский справочник;
"Агитационный снаряд (Wess-Rot-Geschoss) дистанционного действия, снабжен вкладываемым через дно рулонном литературы в стальном цилиндре, разрезанноv по производящим на три части. Выбрасывание литературы производится вышибным зарядом через дно снаряда. Вкладное дно удерживается на месте четырьмя шпильками и шпонкой. Головная часть снаряда, включая центрующее утолщение; окрашивается в белый цвет, а остальная часть в красный цвет. На цилиндрической части снаряда ставится номер рулона, вложенного в снаряд. Другой маркировки на этих снарядах не имеется".
"Реактивная агитационная мина предназначается для забрасывания агитационной литературы (листовок) в расположение противника.
Она состоит из двух частей, соединенных муфтой: корпуса и хвостовой реактивной части. Корпус мины, в свою очередь, состоит из стальной тонкостенной оболочки, внутри которой помещается агитационная литература (листовки). Последняя свертывается в рулон; внутри рулона помещается стальная двуперая пружина. Снаружи рулон охватывается двумя полуцилиндрами из листовой стали. Рулон опирается на диафрагму из пластмассы. Сверху оболочка закрывается наконечником, также изготовленным из пластмассы. Хвостовая реактивная часть мины состоит из реактивной каморы, турбины, порохового заряда с деталями для воспламенения, дистанционного устройства с вышибным зарядом и ряда других деталей. Пороховой заряд представляет собой блок из нитродигликолевого пороха с девятью каналами и тремя выступами на боковой новерхности. Турбина имеет 14 сопел, расположенных в два ряда по окружности, но 7 сопел в каждом ряду. В центре турбины имеется канал, в котором помещен капсюль-воспламенитель типа Жевело. Мина не окрашивается. Только соединительная муфта снизу окрашена в красный цвет. На корпусе мины нанесена маркировка, содержащая данные по ее снаряжению."
Из столь бедной номенклатуры агитационных артиллерийских снарядов можно сделать вывод, что немцы не придавали серьезного значения этому способу заброски акитационных материалов в расположение советских войск. Исходя из того, что дивизии Вермахта имели на вооружении орудия других калибров, то можно сделать вывод, что в масштабе дивизий заброской литературы с помощью снарядов немцы не занимались.
105-мм. легкие гаубицы находились на вооружении легких артиллерийских дивизионов (le.Artillere-Abteilung), которые сводились в полки, придаваемые армейским и танковым корпусам или армиям. Т.е. заброской листовок занимался штаб корпуса.
Где находились на вооружении 12-ствольные реактивные минометы 7,3 sm. Wgr.41 Spr автору установить не удалось, но исходя из структуры немецких частей реактивной артиллерии можно предположить, что они входили в состав полков реактивной артиллерии или бригад. такие части придаувались также либо корпусам, либо армиям.
Вышесказанное еще раз убеждает, что наиболее распространенным способом заброски листовок в расположение советских войск являлся авиационный. Артиллерийский способ существовал, но широкого применения не находил.
Вместе с тем, для точечной заброски листовок в расположение советских войск немцы использовали 30-мм. винтовочный гранатомет, для которого была разработана специальная граната Gewhr Propaganda Granate (GPG), снаряжаемая листовками. Этот гранатомет надевался на дульную часть немецкой винтовки Gewhr 98k. Метание гранаты производилось за счет выстрела холостым винтовочным патроном. Дальность полета гранаты составляла по американским данным до 450 метров, по советским данным до 250 метров. При выстреле пороховыми газами поджигался пороховой замедлитель в дне гранаты и через 9 секунд пороховой вышибной заряд, расположенный в задней части гранаты выталкивал вперед, срывая наконечник гранаты с ее коpпуса, листовки, уложенные в разьемный тонкостенный металлический цилиндр. Оказавшись в воздухе этот цилиндр распадался на две половинки и листовки рассеивались по ветру.
Трудно сказать насколько широко использовался этот метод заброски листовок, особенно если учитывать весьма небольшую дальность полета гранаты. Линии траншей противостоящих сил крайне редко располагались на дальности меньше 500 метров. Обычной была дальность около 800 метров. И если при заброске листовок с помощью гранат учитывать силу и направление ветра, то и в этом случае трудно рассчитывать, что листовки долетят до красноармейцев.
Дальность 250-450 метров очень хороша для боевых осколочных гранат, но для агитационных явно мала.
Подводя итоги, можно сказать, что с одной стороны немцы понимали всю важность и значимость актов психологической войны, с другой, не особенно горели желанием заниматься ими практически. Результативность таких действий никогда невозможно определить в конкретных величинах. Это одна сторона проблемы. С другой стороны ее эффективность высока в период успехов (когда и так все идет хорошо), и совершенно неудовлетворительна в период неудач. Ну, скажем, какой был бы смысл соблазнять красноармейцев сигаретами и шоколадом, склоняя их к сдаче в плен, в апреле 1945 года.